![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() Виталий Егоров: «Играть до разрыва аорты»Виталий Егоров ? один из ведущих актеров Театра-студии под руководством Олега Табакова. Его роли разноплановы: князь Мышкин в ?Идиоте?, барон в ?На дне?, белый клоун в ?Смертельном номере?, пациент в ?Психе?, художник в ?Старом квартале?. Он удивительно работоспособен, в месяц играет не менее двадцати спектаклей. К своим успехам относится спокойно и, как любой артист, сетует, что главная роль не сыграна.
Казалось бы, лето время отпусков. Но только не для Егорова. Наша встреча с Виталием несколько раз переносилась. У него сейчас горячая пора допоздна репетирует роль Нехлюдова в спектакле «Воскресение. Супер», который ставит питерский режиссер Юрий Бутусов. Предпремьерные показы пройдут 19, 20, 21 июля, а официальная премьера назначена на 9 сентября. Пьесу написали братья Пресняковы. А от Толстого что-то осталось? Меня очень раздражает, когда бесцеремонно переписывают классику. Зачем брать Чехова, оставлять название, а смысл переворачивать? Не проще ли написать собственное произведение и сказать в нем все, что желаешь? Отрадно, что в «Воскресении. Супер» никаких кардинальных изменений сюжет не претерпел. Возможно, смещены некоторые акценты, но это то, что называют своим прочтением. Братья Пресняковы в своих пьесах всегда касаются животрепещущих тем. Привнесены ли в «Воскресение. Супер» современные реалии? Пресняковы пишут только оригинальные истории. Думаю, они взяли роман «Воскресение» именно потому, что там много вещей, которые по-прежнему волнуют людей. Этот материал и сегодня интересен. Роман Толстого держится на христианских мотивах. Присутствуют ли они в пьесе? Да, это очень важный момент романа, и он отражен в пьесе. Думаю, у каждого зрителя будет свое прочтение этой темы. Пресняковы присутствуют на репетициях? Да, они приходят, тихонько сидят на репетициях. Потом с Юрием Николаевичем Бутусовым все обговаривают. Хорошо работать с живыми авторами, их всегда можно попросить что-то дописать или переписать. Вы можете сказать им, что, например, то или иное место в пьесе вам не нравится? Мы можем обсудить это с режиссером, а он потом обратит внимание авторов. Как складывается ваша работа с режиссером? Я счастлив, что мне довелось работать с таким режиссером. Бутусов точно знает, чего он хочет, и знает, что он делает. Сегодня такие люди редкость. Он очень энергичный человек. Молодым режиссерам следовало бы ходить на его репетиции и смотреть, как он работает. Иногда, конечно, бывают ужасные, мучительные моменты, когда тебе кажется, что ты ничего не можешь. И вдруг он вытаскивает из тебя что-то такое, о чем ты даже не подозревал. Бутусов режиссер суровый. И это замечательно. В последнее время доводилось работать с более мягкими режиссерами. Актеры имеют склонность становиться толстыми, ленивыми и скучными, но у него это не проходит. Он заставляет тебя вспомнить о таких вещах, которые казались давно забытыми. Он сам замечательный артист, и когда что-то показывает, понимаешь, что ты так никогда не повторишь. Много и подробно объясняет, а также приветствует наши предложения. Каким вы видите своего героя? Пока образ не сложился окончательно, он еще разбит на составные части. Пытаюсь вникнуть в логику его поступков, иногда кажется: вот, нашел, а через некоторое время понимаю: нет, не то. И начинаю все сначала. Мне иногда кажется, что таких людей, которые, как сказано у Толстого, хотят почистить душу, много среди нас. А иногда думаю наоборот: таких людей не существует. Все зависит от того, что доставать на поверхность. Какая черта в Нехлюдове является для вас определяющей? В нем много всего намешано: он эгоист. Недаром сам о себе говорит, что болен сумасшествием эгоизма, но при этом он и страдает, и любить умеет. С другой стороны, думаешь: а любовь ли это была? Одно могу сказать точно: во всех ситуациях, во всех чувствах он ищет крайностей. Он из той породы страдальцев, что и князь Мышкин? Да, но он по другому поводу страдает. Князей Мышкиных все-таки нет в природе, а такие, как Нехлюдов, встречаются. Что значит слово «Супер» в названии спектакля? Это можно будет узнать, посмотрев спектакль. Накануне премьеры мне всегда сложно говорить о спектакле и своем персонаже. Чем ближе к премьере, тем больший ужас охватывает, кажется, что ничего не понимаю и страшно плаваю в материале. Чем сложнее материал, чем серьезнее роль, тем больше сомнений мучает. Моментами чувствую себя абсолютным школяром. Но есть хорошая пьеса, есть замечательный режиссер, и это вселяет надежду, что у нас все получится. Кого из знакомых вы обычно приглашаете на премьеру? Обычно я зову знакомых, которые часто ходят в театр, но не принадлежат к театральному миру. От них можно услышать интересные вещи, над которыми ты даже не задумывался. Оценка непрофессионалов более объективная, они не уходят в профессиональные тонкости, а говорят об общем впечатлении. На твой спектакль придут обычные люди, и какие эмоции он вызовет у них это самое главное. Конечно, приглашаю и близких друзей-актеров, они могут как разнести твою работу в пух и прах, так и сказать с восхищением: «Это здорово!». Как сложился для вас прошедший театральный сезон? Чем он запомнился? Запомнился прежде всего поездкой в Японию. Мы возили спектакль «На дне», поставленный Адольфом Шапиро. Нас замечательно принимали. Японцы обожают русскую классику. На спектакле было много японцев, которые изучают русскую культуру и русский язык. Приходили русские, которые там живут. Восприятие японцев отличается от нашего? Они немного запаздывали с реакцией на шутки. Но это очень благодарные зрители. Кстати, вторая постановка «На дне» случилась именно в Японии. Я много где бывал, но такой замечательной страны не видел. Японцы маленькие удивительные островитяне, очень забавные и трогательные. Мы выходили на улицу, и они смотрели на нас, как на великанов. Одно из самых сильных впечатлений этого сезона работа с Отаром Мегвинетухуцеси, он играет в «Антигоне» отца, а я его сына. Мы не играли этот спектакль девять месяцев, так как у него были проблемы со здоровьем. А потом он сказал: «Мне надоело болеть» и приехал. У нас было два дня репетиций, во время которых я даже покурить не выходил, настолько завораживала его игра, оторваться было невозможно. От него исходит удивительная энергия, он ни на минуту не выключается, не экономит эмоции. После таких репетиций вырастают крылья и понимаешь, как надо играть. Он передает тебе удивительный заряд, плохо играть рядом с ним невозможно. Такие партнеры это счастье, подарок судьбы. Премьер в этом сезоне у меня всего две «Скрипка и еще немножко» и «Воскресение. Супер». Этот сезон не принес мне больших открытий, но он еще для меня не закончился, впереди премьера? Вы чувствуете атмосферу зрительного зала? Иногда играешь и понимаешь, что сегодня в зале собрались интеллектуалы, на шутки они не отвлекаются, пытаются проникнуть в самые глубины происходящего на сцене. А бывает, что зал умирает от смеха в течение спектакля и никак угомониться не может. Ходите ли вы сами в театр? К сожалению, редко. Даже во МХАТе им. Чехова не все премьеры посмотрел. Видел только «Мещан», «Последнюю жертву», «Дядю Ваню». В июне планировал сходить на спектакли Додина и Доннеллана, но ни на один не попал, в этот период как раз много репетировали. Как вы отдыхаете? Обычно встречаюсь с друзьями. А если выдается свободный день, то остаюсь дома, слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю. Стараюсь просто от всего отвлечься. Планируете ли вы сниматься в кино? Сейчас приглашают сниматься в сериалах, но материал предлагают, как правило, сомнительного качества. Если в фильме есть небольшая, но интересная роль или отдельные интересные сцены, то в таком случае можно согласиться. В кинофильмы приглашают намного реже, их гораздо меньше снимают. А так как я плотно занят в театре, то еще и по срокам не всегда удается договориться. Чем интересна для вас работа в кино? Роли там намного мельче, чем в театре. Да, роли мельче. Но кино дает совсем иной опыт работы, нежели театр, это другая специфика актерской профессии. В театре и кино одна и та же сцена будет выглядеть совершенно по-разному. Поскольку я не очень искушен в кинематографе, мне это интересно. Многие артисты в кино несут свои театральные наработки. Театральный багаж надо еще умело применять. Если перед камерой держаться так же, как на сцене, то на экране будет видно, что актер ужасно переигрывает. Вы собирались выпустить диск? Да, когда-то я хотел это сделать. Я планировал тогда серьезно заняться вокалом, у меня был хороший педагог. Хотелось исполнять романсы, классику. Но чтобы петь классику, надо заниматься голосом профессионально, каждый день брать уроки, тогда будет толк. У меня такой возможности нет. Сейчас многие выходят на сцену, не имея даже представления, как нужно петь. Хотя в популярной музыке непрофессионализм не так страшен, там может быть достаточно приятного тембра голоса, своей манеры исполнения. У французской певицы Барбары, например, не смыкались связки, но она пела удивительно выразительно, у нее были свои обертоны. Вы довольны тем, как складывается ваша театральная карьера? Я редко бываю собой доволен. На первый взгляд все хорошо складывается: работаю в одном из лучших театров, играю неплохие роли. Но приходят и другие мысли: я не сделал этого, не успел того, а могло получиться вот так? И вторая оценка ближе к действительности, чем первая. Приходят молодые актеры, у которых все впереди, и невольно им завидуешь. Конечно, мне еще много интересного предстоит, но вот это уже позади и вот это? Время никого не щадит. Смотришь на свою седину и понимаешь, что Ромео уже не сыграть. Можно, конечно, попробовать ее закрасить? Или ждать режиссера, который вдруг решит, что Ромео должен быть седовласым. Как видите, надежда остается. Что бы вам еще хотелось сыграть? Хотелось бы полную дурку или трагедию греческую сыграть так, чтобы до разрыва аорты. Тихие, спокойные роли уже неинтересны, хочется крайностей. Всегда надеешься, что следующий сезон будет лучше, интереснее. Унывать нельзя. Как вы относитесь к антрепризе? Среди тех антрепризных спектаклей, что я видел, не было ни одной достойной работы. Мне кажется: участвовать в подобных проектах не очень честно по отношению к профессии. Складывается впечатление, что и режиссеры, и актеры считают, что в зал придут дураки, которые все проглотят. Играть в таком спектакле только ради того, чтобы ездить по России и собирать деньги, мне неинтересно. Я не против того, чтобы актер зарабатывал деньги, но зарабатывать надо честно. В антрепризу я пошел бы только в том случае, если бы спектакль ставил кто-то из великих режиссеров. В чем вы видите предназначение театра? Рассмешить, позабавить зрителя или все же подвести к катарсису, как учит Аристотель? При современном ритме жизни люди очень сильно устают. Поэтому в театр они часто приходят просто за положительными эмоциями. Мне иногда звонят друзья и говорят: «Слушай, такая тяжелая неделя была. Хочется какую-нибудь глупость посмотреть, отвлечься». Мы уже лет шесть-семь играем «Сублимацию любви», спектакль с незамысловатым сюжетом и легким текстом. И я знаю людей, которые по многу раз ходят на этот спектакль, потому что после него долго хорошее настроение сохраняется. Но все же главное предназначение театра заключается в том, чтобы у человека вот здесь (показывает на сердце) ничего не застаивалось там определенные струнки могут отмереть, если их периодически не дергать, чтобы душа была в хорошей физической форме. Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 16.07.2004 ![]() ![]() | ![]() ![]() | |||||
![]() |
|