![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ||||
![]() | ![]() | ![]() | ||||
![]() Детская неожиданностьКогда мы были маленькими, игра в театр была одной из самых увлекательных. Из шкафов и старых чемоданов доставалось старое тряпье бабушкины широкие юбки, дедушкины шершавые пиджаки. Занавесом служил пододеяльник с большой ромбовидной дырой посередине, а декорациями табуретки и подушки. Наивный ностальгический вариант домашнего театра представил Олег Тополянский в «Табакерке». В этой странной и уморительной версии «Женитьбы» инфантилизм воспевается как высшая награда за мужество оставаться собой одиноким ребенком с большим сердцем. Комедия Гоголя как высший образчик театра абсурда с готовностью принимает любое режиссерское вторжение. Гоголевский текст самоигрален и не терпит лишь одного грубой агрессивной театральщины, его противопоказано произносить с выражением, расцвечивать слова и интонации. Олег Тополянский предложил неожиданную по своей простоте концепцию домашнего детского театра театра старых деревянных дач, когда дети долго шушукаются по углам, выпрашивают у взрослых то помаду, то нитки, а потом торжественно за завтраком раздают взрослым рукописные пригласительные билеты: «Сегодня вечером приглашаем вас на спектакль с участием…». Старательный неровный детский почерк, где красным выделено название допустим, «Женитьба». Таким почерком и выписан спектакль «Табакерки». Подколесин (Виталий Егоров), как полагается, в халате лежит на своей односпальной кроватке. Под подушкой у него фантики от съеденных конфет, за пазухой потрепанный медвежонок с одним стеклянным глазом. Предстоящая женитьба как прыжок во взрослую жизнь, а само слово вызывает у него смесь сладкого ужаса и запретного восторга. В этом страшном слове спрятаны все его подростковые комплексы и мечты в нем слышны ароматы первой брачной ночи, чавкающие звуки поцелуев, хруст накрахмаленных простыней и шуршание шелковой пижамы…У него в шкафу взрослый черный фрак, а под кроватью начищенные до блеска мужские черные ботинки. Медведя и конфеты он стыдливо прячет от женатого друга Кочкарева (Сергей Угрюмов) такого же мальчишки, но уже умудренного опытом первых половых контактов. Перепрыгивая через воображаемые лужи, придерживая руками срывающие ветром шапки, друзья спешат на первое свидание с невестой. Агафья Тихоновна (Алена Лаптева) явный переросток, длинная нескладная девочка с округлившимися от ужаса глазами и полуоткрытым ртом, вымазанным теткиной красной помадой и шоколадом. На нервной почве невеста объедается конфетами, которые прячет от посторонних глаз в тайном ящичке у кровати, и не расстается с растрепанной тряпичной куклой. Первое свидание Агафьи и Подколесина это счастье освобождения от условностей взрослого мира. Сидящие на кровати, по-детски поджав ноги, они поедают друг друга глазами и мучительно ищут тему для разговора. Спасительные апельсиновые дольки в цветастой коробке производят эффект, сравнимый с бутылочкой вина для интимных встреч, свобода охватывает их всей своей безудержностью. «А вы знаете, я ведь каждый день хожу в должность!» громким шепотом выдает Подколесин страшную тайну, приводя этим признанием свою подружку в неописуемый восторг. Мир взрослой жизни дан режиссером в изломанном восприятии детей, когда все бытовые разговоры и привычные обрядовые действия происходят в чуть искаженном, гиперболизированном виде: взрослые дядьки, входя в дом, кряхтят и шумно крестятся, глядя куда-то в угол, вешают свои шляпы на вбитые в стенку крюки, говорят преувеличенно громко, артикулируя каждую букву, послушно становятся в очередь к невестиной ручке. Задиристая сваха (Луиза Хуснутдинова) громко и похабно хохочет, залихватски опрокидывает поднесенную ей рюмочку и называет присутствующих «отцы». Тетка с плачущим лицом и поджатыми губами (Роза Хайруллина) беззвучно молится, поминает мать-покойницу и со страхом и надеждой вглядывается в каждого входящего. Актеры, олицетворяющие мир взрослых, отдаются этому лубочному зазеркалью с завидным наслаждением. Михаил Хомяков (Яичница), Дмитрий Бродецкий (Анучкин) и Авангард Леонтьев (Жевакин) не боятся лепить своих дядек крупными, жирными мазками, активно используя внешние характеристики от манеры речи до физических особенностей. Парад женихов это почти цирковой парад-алле, почти клоунада. Для того чтобы так свободно существовать в жанре гротеска, надо обладать изрядной отвагой, чтобы не скатиться в дурновкусие, в режущий слух наигрыш. Эти смогли. Авангард Леонтьев просто рожден для гоголевских текстов и не первый раз демонстрирует столь искрометное попадание в стилистику гоголевских героев (в «Ревизоре», здесь же в «Табакерке», он когда-то сыграл Бобчинского и Добчинского, а в легендарном спектакле Валерия Фокина «Нумер в гостинице города N» Чичикова). Мир, разломанный надвое и разделенный занавесом-пододеяльником, ставит Подколесина перед мучительным выбором либо мечта о будущем, либо само будущее во всем его отталкивающем уродстве. Как Питер Пен мальчик, который никогда не будет взрослым, Подколесин зависает между двумя пространствами человеческого бытия. Бойся осуществления своих мечтаний. Выйди в окно. Ксения Ларина, Новые Известия, 12.05.2010 ![]() ![]() | ![]() © Екатерина Цветкова ![]() | |||||
![]() |
|